Трагедия, произошедшая в ярославском аэропорту с командой «Локомотива», известна всем, кто наблюдал за новостями в 2011 году. А были ли другие хоккеисты, покинувшие этот мир из-за крушений самолётов? Да, и история таких трагедий берёт начал ещё со второй половины XX века.
Билл Барилко
Канадский игрок украинского происхождения родился в 1927, а погиб в авиакатастрофе в 1951 в возрасте всего 24 лет. Он выступал за команду «Торонто Мэйпл Лифс», а также провёл 5 сезонов в НХЛ. Билл был очень перспективным игроком: 4 Кубка Стэнли говорят сами за себя.
Четвёртый Кубок стал для Барилко последним. Вскоре после выигрыша Билл решил отправиться на рыбалку вместе со своим другом — пилотом Генри Хадсоном. Для перемещения они использовали не автомобили, а собственный одномоторный самолёт. 26 августа 1951 он взлетел в воздух и пропал: несмотря на активные поиски, спасатели никак не могли найти ни сам летательный аппарат, ни экипаж.
Останки потерпевших, а также самолёт были обнаружены лишь в 1962.
Считается, что крушение произошло из-за неопытности пилота, а также плохих погодных условий. Интересно, что обломки самолёта нашли вскоре после того, как родной клуб Билла впервые после его смерти вновь выиграл Кубок Стэнли.
Ярослав Иржик
Ярослав погиб уже после завершения своей спортивной карьеры. Обладатель олимпийской бронзы 1964 и серебра 1968 разбился в возрасте 71 года. 11 июля 2011 он пилотировал сверхновый спортивный самолёт близ Брно. Во время полёта, вероятно, возникли технические неполадки, и он рухнул на зерновое поле, после чего загорелся. О подробностях произошедшего сообщил очевидец. Власти Чехии тут же выслали спасательный отряд и погасили огонь, но спасти находившегося за штурвалом не удалось. Пассажиров или других членов экипажа в летательном аппарате не было.
Иржика запомнили, как первого игрока НХЛ из стран бывшего социалистического лагеря. В 1969 он отправился за границу, получив благословение от Чехословацкого хоккейного союза.
Катастрофа над Ла-Маншем 1948
Перелетая через Ла-Манш, пилоты самолёта с 6 ведущими игроками Чехословацкой сборной потеряли управление. Все находившиеся на борту, включая пассажиров и технический состав, погибли. Члены хоккейной команды, в то время чемпионы мира, направлялись из Лондона в Париж.
Трагедия разыгралась 18 ноября 1948 и стала первой в истории мирового хоккея. В дальнейшем именно игроки из Чехословакии чаще всего терпели крушения.
Команда ВВС в 1950
7 января 1950 года Хоккейный клуб ВВС МВО (Военно-воздушных сил Московского военного округа) направлялся из Москвы в Челябинск. Команда из 13 человек должна была сыграть с местным «Дзержинцем». В 6 утра военный самолёт Ли-2 покинул взлётную полосу. Из-за непогоды приземлиться на аэродроме в Челябинске не удалось, и пилот принял решение отправиться на запасной в Свердловск.
Далее последовала череда негативных факторов. Непогода усилилась: лобовое стекло облепливал снег, дул сильный ветер. При попытке включить прожектор видимость не усиливалась, напротив, создавалась как бы световая стена. Местные диспетчеры пропускали самолёты «по блату»: отдавали приоритет пассажирским аппаратам, а военный ЛИ-2 долго игнорировали. Хоккеисты, запаниковав, сбились в хвосте самолёта, что нарушило его баланс. Наконец, лётчик случайно настроился не на волны аэродрома Свердловска, а на диспетчеров военной взлётно-посадочной полосы Арамиль, что окончательно запутало экипаж. В итоге при третьем заходе на посадку Ли-2 с силой ударился о землю. Все находившиеся на борту, включая 6 членов экипажа, мгновенно погибли. Из-за сильного удара опознать тела не удалось, всех похоронили в братской могиле в Кольцово.
Игроки собирались на календарный матч. Распоряжение отправить их в Челябинск дал лично Василий Сталин, младший сын Иосифа Сталина.
ВВС МВО занимал лидирующие позиции в хоккее на этапе зарождения этого спорта в СССР в 1945–1950-х. На момент крушения команда была вице-чемпионом СССР, а после катастрофы и до расформирования заработала 3 чемпионских титула. В 1953 команду ВВС МВО переформировали, она фактически влилась в состав ЦСКА.
Интересно, что по ряду обстоятельств гибели в катастрофе избежали сразу пятеро членов, по сути, ведущий состав команды:
- Всеволод Бобров не проснулся из-за внезапно сломавшегося будильника;
- Николай Кольчугин, администратор, был послан за Бобровым;
- Матвей Гольдин, главный тренер, незадолго до крушения был отстранён от обязанностей;
- Александр Виноградов не полетел из-за микротравмы;
- Виктор Шувалов совсем недавно перешёл в команду из Челябинска, и его решили не брать, чтобы на игрока не обрушился гнев бывших сотоварищей и болельщиков, как на «предателя».
После крушения всех, кто избежал гибели, вызвал к себе лично И. Сталин и приказал срочно отправиться на игру в Челябинск. Игроки во главе с новым тренером Бобровым были жутко подавлены, но ослушаться приказа вождя не могли. После матча в Челябинске они сразу направились на похороны товарищей по команде.
Трагедия Локомотива
7 сентября 2011 команда «Локомотив» направлялась в Минск, чтобы принять участие в Континентальной хоккейной лиге и провести стартовый матч с «Динамо». Взлёт проводился в аэропорту «Туношна» в Ярославле. 37 игроков сели в самолёт ЯК-42, на котором летали уже 10 лет. Также на борту находились 7 членов экипажа.
Самолёту не хватило взлётной полосы. Экипаж с трудом вывел самолёт в воздух, но в этот момент он врезался носом в мачту-маяк, накренился влево и окончательно потерял управление. Летательный аппарат рухнул и загорелся. Все члены команды, кроме ведущего игрока Александра Галимова, погибли. Галимов получил ожоги 90% тела. Из экипажа выжил борттехник Александр Сизов.
Из-за трагедии перенесли старт КХЛ: с 8 сентября его передвинули на 12-е. В день нового старта КХЛ скончался в ожоговом центре Александр Галимов, так и не сумев выкарабкаться из тяжёлого состояния.
Не стоит думать, что авиаперелёты – настолько опасный способ передвижения. Куда больше звёзд хоккея погибло из-за ДТП, причём многие водили в нетрезвом состоянии. Некоторые, как Алексей Черепанов, скончались прямо на льду из-за полученных травм или сердечной недостаточности.
SQLITE NOT INSTALLED
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОГИБШИМ…