История мирового спорта знает немало трагедий, связанных с гибелью выдающихся спортсменов или целых команд. Существует такая печальная страница и в истории советского футбола. В августе 1979 года в авиакатастрофе погибли футболисты ташкентского клуба «Пахтакор», летевшие на очередную игру в Минск.
Из истории команды
Один из сильнейших клубов Узбекистана был основан в 1956 году. В переводе с узбекского языка его название означает «хлопкороб». В советское время высшим достижением команды стал выход в финал Кубка СССР 1968 года, где со счётом 0:1 «Пахтакор» проиграл московскому «Торпедо». После распада Союза команда осталась в числе лидеров узбекского футбола, но 11 раз становилась чемпионом и обладателем кубка страны.
Трагедия в воздухе
Авиакатастрофа произошла 11 августа 1979 года под Днепродзержинском. Футболисты летели из Ташкента в Минск на очередную игру чемпионата СССР. Вскоре после вылета из Донецка их самолёт столкнулся в воздухе с однотипным Ту-134А, летевшим из Челябинска в Кишинёв. Трагедия унесла жизни 178 человек.
Версии произошедшего
Официальная версия причины катастрофы — действия диспетчеров Харьковского центра управления воздушным движением Николая Жуковского и его руководителя Владимира Сумского, которые не удостоверились в том, что пилот правильно понял команду с земли. Журналист еженедельника «Футбол» Евгений Панкратов в 2008 году провёл собственное расследование обстоятельств трагедии. Он отметил некоторые ошибки в выводах комиссии, но в целом пришёл к тем же результатам. По мнению Панкратова, пилоты рейса, летевшего в Минск, не услышали команду на набор высоты из-за помех, вызванных загруженностью эфира.
Телеканал «Россия» в 2008 году показал документальный фильм, в котором упор делается на то, что самолёты были сбиты во время военных учений. Схожую версию сразу после катастрофы озвучивал Олег Базилевич, главный тренер команды, чудом избежавший полёта на злосчастном Ту-134. По его мнению, самолёт был сбит ракетой ПВО, когда нарушил воздушное пространство над режимным объектом. Критики же говорят о малой вероятности того, что два самолёта могли быть поражены одной ракетой. Да и даты, и районы всех крупных учений на территории СССР сейчас хорошо известны. Не соответствует этой версии и характер повреждений самолётов.
Существовала и политическая версия. В тот день через этот район пролетал «литерный» рейс и сложная воздушная обстановка могла быть спровоцирована тем, что диспетчеры специально освобождали коридор для высокопоставленного чиновника. Некоторые даже считали, что летел сам Леонид Ильич Брежнев. 11 августа действительно расчистили эшелон на высоте 10000 м для правительственного самолёта, но он пролетел над Днепродзержинском за полтора часа до аварии.
Хроника событий
Самолёт на Минск (рейс 7880) вылетел из донецкого аэропорта в 13 часов 11 минут. Через 14 минут после взлёта он оказался в зоне ответственности диспетчеров Харьковского районного центра УВД, где в тот день дежурил неопытный Николай Жуковский. Его действия контролировал Владимир Сумской, хотя по инструкции это входило в обязанности начальника смены Сергея Сергеева. Этот район всегда отличался высокой интенсивностью движения самолётов. В момент трагедии в воздухе находилось более десятка самолётов.
Немногим ранее в эту же зону вошёл рейс на Кишинёв (7628), следовавший на высоте 8400 м. Его экипаж неоднократно связывался с диспетчером и запрашивал подъём на эшелон 9600 м, но каждый раз получал отказ. В 13 часов 34 минут высоту 8400 м занял и ташкентский рейс, пилоты которого доложили диспетчеру о пролёте Днепропетровска, хотя на самом деле были уже далеко за ним.
В этот момент Жуковский допустил ошибку и неправильно опознал метку самолёта на радаре. По его расчётам, время расхождения рейсов должно было составить около трёх минут. Оба самолёта продолжали сближение на одной высоте, когда ошибку заметил Сумской. Он попытался исправить ситуацию и отдал команду рейсу 7880 занять высоту 9000 м, которую ранее освободил другой самолёт. Ответ пилота был неразборчив, но Сумской не запросил у него повторное подтверждение получения команды. Оба самолёта продолжали лететь пересекающимися курсами. В 13 часов 35 минут произошло столкновение.
Рейс 7628 развалился на части в воздухе. Пилоты второго самолёта, потерявшего двигатель, часть крыла и хвост, пытались совершить аварийную посадку. На высоте 4000 м они потеряли управление, лайнер вошёл в пике и рухнул на землю.
Нераскрытые тайны
Сразу после крушения все документы были засекречены. Поначалу скрыли информацию и от общественности. В газетах информация об авиакатастрофе появилась только через неделю. Если бы не погибли футболисты, то все обстоятельства случившегося так и остались бы тайной.
Интересно! Не обошлось и без разговоров о причудах судьбы. Погибшие футболисты Сирожиддин Базаров и Михаил Ан оказались на борту рокового рейса случайно. Первый играл в молодёжном составе и должен был лететь накануне, но опоздал на самолёт. Второй был травмирован и полетел, чтобы поддержать своих партнёров. Несколько человек, напротив, не попали на борт по различным причинам. Некоторые проспали или просто опоздали в аэропорт.
Главный тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам отправился в Минск раньше команды.
Расследование катастрофы
Специальная комиссия исследовала обломки самолётов и пришла к выводу, что внештатных ситуаций на борту не возникало. Погода в день катастрофы также не могла стать её причиной. Расшифровка показаний чёрных ящиков показала, что пилоты ошибок не допускали.
В дальнейшем основное внимание комиссии было сосредоточено на диспетчерах, работавших в тот день. В действиях Николая Жуковского был обнаружен целый ряд ошибок, которые в совокупности и привели к возникновению аварийной ситуации. Не отличался дисциплинированностью и ответственный за его работу Сумской. Усложнили работу смены и неправильные действия её начальника Сергеева.
Приговор и судьба виновных
Через девять месяцев после трагедии под суд пошли диспетчеры Жуковский и Сумской. В вину им вменялось «нарушение фразеологии радиообмена», повлёкшее за собой столкновение самолётов. Оба они получили по 15 лет в колонии общего режима. Сумской провёл в заключении меньше половины срока и был освобождён за примерное поведение. О судьбе Жуковского достоверной информации нет. По слухам, он покончил с собой в колонии. Неизвестно, понёс ли какое-то наказание Сергей Сергеев, но к тюремному заключению он приговорён не был.
Другие трагедии
В истории мирового футбола случилось ещё несколько авиакатастроф.:
- Первой такой трагедией стало крушение рейса с игроками итальянского «Торино» в мае 1949 года.
- Почти через десять лет, в 1958 году, в Мюнхене при взлёте упал самолёт, на борту которого летели футболисты «Манчестер Юнайтед». Тогда погибло восемь игроков команды.
- Последняя катастрофа с участием футбольной команды произошла в Колумбии в 2016 году. Авиалайнер BAe 146, на котором летели игроки бразильской команды «Шапекоэнсе», врезался в гору.
SQLITE NOT INSTALLED