Всем, кто внимательно следит морозными январскими днями за престижными гонками «Дакар», некоторые слова и термины, употребляемые комментаторами, могут показаться непонятными. Чтобы внести ясность в этот вопрос и не загонять вас в тупик раздумьями над значением того или иного слова, мы составили словарь гонщика, собрав все употребляемые во время гонок термины по максимуму.
Абсолют, абсолютный зачёт – состязание автомобилей, независимо от уровня подготовки.
Ассистанс – группа автомобилей сервиса, в которой каждый выполняет какую-то определённую функцию.
Бедуин – статуэтка за победу в «Дакаре».
Бездорожье – полное отсутствие дороги, когда на пути пустыня, русло реки, поле или солончак.
Бивуак — место отдыха и сервиса в перерывах между этапами гонки.
День отдыха – в середине гонки выделяются день, когда соревнования не проводятся.
Доезд – аккуратная езда с целью беспрепятственно достигнуть финиша.
Дорожная книга – маршрутный лист ралли, содержащий все необходимые данные.
Женераль – общий или генеральный зачёт.
Интерком — связь между штурманом и пилотом, дающая возможность слышать друг друга, несмотря на рёв двигателя.
Класс — автомобили с аналогичными техническими требованиями.
Контрольная карта — карточка, куда второй пилот заносит время прохождения всех контрольных пунктов ралли.
Крыша — переворот авто из-за желания преодолеть препятствие на максимальной скорости.
Легенда – маршрут трассы в виде символов, который находится в дорожной карте. Если участники гонки нарушат легенду и поедут другим путём, их снимут с соревнований.
Летучий финиш — финишная линия, которую гонщики пересекают, не притормаживая.
Лиазон – часть прохождения трассы по обычным дорогам, время при этом не фиксируется.
Марафон – 2 дня этапа гонок, когда на бивуаке не предусмотрена техподдержка.
Маршалы – волонтеры-добровольцы, находящиеся в самых опасных местах и предупреждающие зрителей о приближении гоночного автомобиля, а в случае необходимости, предоставляющие первую домедицинскую помощь экипажу.
Нейтрализация – расстояние между спецучастками, разделёнными дорогой.
Ноль — экипаж, который проходит дистанцию ралли, но не участвует в соревнованиях, а инспектирует, безопасна ли трасса.
Параллелька – единственное место на спецучастке, где экипажи борются друг с другом воочию.
Пенализация — штраф в виде дополнительных секунд за нарушение регламента соревнований.
Подиум – представление участников гонки за день до соревнований и торжественное поздравление победителей в последний день гонки.
Призы – первые три участника, преодолевшие гонку и достигшие финиша.
Пункт контроля времени (ПКВ или КВ) – место (обычно это старт и финиш), где судьёй отмечается время прибытия экипажа.
Рента-драйвер — пилот, за участие в гонках которого заплатили спонсоры.
Роуд-бук – книга с указанием точек, которые обязательно должен проехать экипаж.
Сервис – боксы, где в строго отведённое время могут проходить техобслуживание автомобили, участвующие в гонках.
Спецучасток (СУ) – часть трассы, время прохождения по которой фиксируется по времени, как правило, проходит по бездорожью.
Стенка, стенограмма – общая «панорама» трассы. Ознакомившись с трассой ралли, пилот называет штурману всю цепочку условных обозначений, а находясь в пути, уже штурман проговаривает походу, куда ехать и где свернуть.
Стоп-финиш – финишная линия на расстоянии 200–500 м от летучего финиша, где автомобиль тормозит, получая отметку в контрольной карте.
Суперспешиал – участок для зрителей в зоне между двумя параллельными трассами в зоне старта.
Сэфити-кар – авто, проверяющее качество трассы перед гонками и выезжающее на место аварии автомобиля во время них.
Техничка – авто для хранения запчастей и инструментов, которые могут понадобиться для починки гоночных машин после прохождения спецучастков.
Точка – место, в радиусе которого должен проехать участник ралли. Если гоночное авто соберёт не все точки, экипаж будет оштрафован.
Трамвай – классический участок гоночной трассы, обычно узкий и извилистый, где гонщики не могут обогнать друг друга и выстраиваются в цепочку, как вагоны трамвая.
Уши — езда «на ушах» обозначает прохождение дистанции на грани фола, какое только может позволить себе пилот и техника.
Фэш-фэш – искусственная песчаная буря, которую машина создаёт, проезжая по пустыне.
Ходовой — повороты с небольшими углами кривизны, которые можно преодолевать, даже не сбрасывая газ.
Шейкдаун — пробный проезд участников соревнований за день до старта, дающий возможность гонщикам почувствовать трассу.
Шёпотом – тихая езда гонщика со слабыми навыками вождения.
Шпилька – очень крутой поворот, после которого пилот начинает двигаться практически в противоположную сторону.
Шприц — пыль и гравий, выскакивающие из-под колёс участника ралли. Если их на повороте нет, значит, пилот тормозит, если летят — значит, газует.
Экипаж – команда, состоящая из водителя и штурмана, взаимозаменяемых между собой.
Зная, что обозначают все эти слова, вы больше не попадёте впросак и будете понимать, о чём рассказывают вам с телеэкранов во время трансляции «Дакара».
SQLITE NOT INSTALLED
Просьба добавить понятия «скрытая точка», «ловушка» организаторов (трудности навигации)
И «сделать уши» — это перевернуться на автомобиле («оверкиль»)