За всю свою многолетнюю историю одна из самых знаменитых гонок мира — ралли-рейд «Дакар» накопила множество интересных случаев и занимательных фактов. Давайте же погрузимся в атмосферу сумасшедшей гонки в бескрайней пустыне и узнаем что-то действительно новое о легендарном заезде.
Побег от смерти
Многие знают, что отцом-основателем «ралли Дакар» считается французский мотогонщик по имени Тьерри Сабин, героически спасшийся из безлюдной пустыни в 1977 году. Добраться «до своих» Сабину тогда помогли туареги, нашедшие обессилившего француза в пустынных барханах. С тех пор золотые статуэтки победителей «Дакара» украшает изображение туарега (нет, не Фольксвагена). Такое же изображение носит и логотип ралли-рейда.
Справка! Заезд с самого основания гонки проводился в январе, поскольку это самый «холодный» месяц на территории Сахары.
К сожалению, девятью годами позже смерть-таки добралась до улизнувшего из её лап гонщика: пролетая над пустыней в Мали во время одного из этапов ралли в качестве организатора, Сабин попал в песчаную бурю, которая вместе с его вертолётом унесла жизни нескольких организаторов и пилота. К сожалению, это был далеко не единственный случай гибели человека во время одного из самых опасных гоночных заездов мира.
Неумолимая статистика
Ни для кого из участников заезда не секрет, что к финишу ряды гонщиков значительно редеют: редко какой маршрут позволяет прийти к финишу даже половине участников от изначального состава. Сами же организаторы гонки уверяют, что если бы не было «сходов», их ралли не стало бы таким популярным. Люди видят в «Дакаре» возможность проверить себя на прочность в условиях, близких к гонке на выживание и многие принимают этот вызов.
Заезд 1986 года оказался одним из самых сложных и протяжённых за всю историю ралли: абсолютно безумная цифра в 15 000 километров была «покорена» всего сотней участников из 486, что эквивалентно всего 21% от заявивших.
«Сходы» случаются далеко не всегда из-за поломок техники: многие из спортсменов просто физически не выдерживают такой объём нагрузок. Особенную трудность как для машин, так и для их пилотов представляют так называемые спецучастки: отрезки пути с особо трудной проходимостью. После того как спортсмен финиширует после проезда спецучастка, ему необходимо отправляться в лагерь, который может быть расположен на огромном (до 100 км!) расстоянии от финишной черты.
Справка! Даже по приезду в лагерь у гонщиков нет возможности сразу отправиться на отдых: необходимо пройти специальный контроль и проверить техническое состояние ТС, на котором совершается заезд, а также встретиться с организаторами и изучить роадбук.
После того как ралли перенесли в Южную Америку, несколько «обезопасили» и сделали более простым, статистика «выживших» к финишу немного подросла: всё чаще к заветной полосатой ленте добирается чуть больше половины участников. Правило «новичкам везёт» не слишком применимо относительно «Дакара» – в нём из впервые стартовавших к финальной черте добирается около 5 % участников.
«Дакар» с Парижем и без него
Изначально гонка называлась «Париж-Дакар», однако со временем столица Франции из названия исчезла. Связано это с тем, что маршруты гонки регулярно менялись, и порой включали в себя даже «закольцованные» заезды из Парижа в Дакар и обратно, что решительно не понравилось парижским властям, не готовым ежегодно принимать у себя шумных «гостей» со всего света, так ралли Дакар и получило своё нынешнее имя.
Справка! До переноса в Южную Америку ралли успело стартовать из различных городов Франции, Португалии и даже Испании.
Заезд под пулями
Северную Африку трудно назвать колыбелью спокойствия и мира: чёрный континент фактически регулярно разрывают на части военные конфликты, да и многочисленные террористические группировки не вносят в эту картину стабильности. К примеру, из-за убийства французских туристов в 2007 году и угроз «Аль-Каиды» организаторам пришлось в срочном порядке отменить январский заезд 2008 года.
Время от времени доходило и до смертельно опасного «экстрима»: террористы несколько раз обстреливали машины участников. Понимая, что рано или поздно это может привести к человеческим жертвам, организаторы приняли решение перенести гонку на более спокойный на тот момент континент: в Южную Америку.
Жестокость и милосердие
Даже Ватикан в своё время осуждал ралли-рейд «Дакар» за «кровавость и безответственность», но что можно говорить о гонке, главный организатор которой и сам погиб во время одного из заездов?
Первый заезд 1978 года стал последним для мотоциклиста Патриса Додина, который погиб, ударившись головой о торчащий из земли камень. За 41 проведённую гонку погиб 71 человек, из них – 43 зрителя и 28 «пилотов». Помощь попавшему в беду другому участнику поощряется организаторами: всё потерянное время на оказание помощи в итоговом подсчёте компенсируется.
Справка! Гонщики «аматоры» (участники, не выступающие за какую-либо команду) составляют около 80% участников заезда.
Классовое неравенство
Первый «Дакар» был экспериментальным состязанием, участников на классы никто не делил, поэтому неудивительно, что все 3 призовых места заняли мотоциклисты. Следующая гонка уже стала делить участников на мото-, легковой и грузовой транспорт, что обеспечивало более справедливый подход к выбору победителя.
Фактически любому заядлому участнику ралли известно имя «легенды Дакара» Стефана Петеранселя, который в своё время добился поразительных и до сих пор непревзойдённых результатов в гонке. Петерансель 6 раз становился победителем «Дакара» на мотоцикле, а потом, когда из-за травмы запястья начал испытывать трудности с ведением байка, пересел за руль автомобиля и выиграл заезд ещё 7 раз. Всего на счету французского спортсмена 13 побед и до сегодняшнего дня этот рекорд никем не был побит.
Справка! История гонки насчитывает несколько действительно курьёзных случаев. К примеру, в 1988 году автомобиль финского участника был попросту угнан, из-за чего он не смог завершить заезд.
Успели отметиться на легендарной гонке и отпрыски знаменитостей: в 1982 во время заезда в пустыне заблудился один из экипажей. Позже оказалось, что в его составе находился сын самой Маргарет Тэтчер. Заплутавшего отпрыска нашли лишь через 6 дней и не без помощи военной авиации. К счастью, никто из экипажа не погиб, и эта история закончилась хорошо.
SQLITE NOT INSTALLED